МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 1

В детском саду созданы комфортные условия для всестороннего развития, воспитательно-образовательного процесса, укрепления здоровья и физического развития дошкольников. Материально-техническое оснащение Учреждения соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС  ДО), требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Состояние материально-технической базы Учреждения отвечает педагогическим требованиям современного уровня образования, требованиям техники безопасности, санитарно–гигиеническим нормам, физиологии детей.

В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды, мы рассматриваем следующие направления:

  • выполнение требований санитарно-эпидемиологической требований с целью оптимизации условий развития и эмоционального благополучия ребенка;
  • создание полноценной социальной среды развития ребенка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения со взрослыми;
  • выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;
  • создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей;
  • оборудование и использование участка, позволяющие организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов их активности;
  • учет половых различий детей;
  • создание в Учреждении музейно-образовательного и музейно-воспитательного пространства с целью духовно-нравственного развития личности воспитанников на основе их природных задатков и сложностей;
  • создание музыкальной среды.

Для этого в Учреждении имеются:

Музей книги, в котором собраны оригиналы и копии книг и предметов, необходимых для написания книг и работы с книгой. Данные экспонаты успешно используются в образовательной деятельности. Также в музее организуются передвижные выставки.

Музей спорта, в котором собраны экспонаты для занятий физической культурой, марки, дипломы, фотографии, медали и др. материалы. Экспонаты музея постоянно обновляются.

Сенсорная комната. Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей. Помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у детей, способствует достижению расслабления и душевного равновесия. Создаёт положительный эмоциональный фон.

Физкультурный зал оснащен спортивными комплексами, крупными модулями, шведскими стенками, тренажерами, матами, гимнастическими скамейками, баскетбольными щитами, дугами для подлезания, мячами, канатом, скакалками, обручами, кеглями и другим необходимым оборудованием. В физкультурном зале размещено и нетрадиционное оборудование для занятий физкультурой, сделанное руками педагогов и родителей. Для создания эмоционального настроя в зале имеется фортепиано, магнитофон. Здесь проводятся физкультурные занятия, соревнования и оздоровительные мероприятия. Оборудование соответствует требованиям  ФГОС  ДО.

Музыкальный зал оборудован фортепиано, музыкальным центром, магнитофоном, синтезатором, телевизором с видеомагнитофоном, детскими музыкальными инструментами, DVD дисками с музыкальными произведениями, яркими наглядными пособиями, дидактическими играми. Для театрализованной деятельности имеются куклы различных систем (ростовые, бибабо, тростевые и др.), реквизиты, декорации. В зале проводятся музыкальные занятия, культурно-массовые мероприятия, праздники и утренники для детей.

Медицинский блок состоит из медицинского кабинета и кабинета первой помощи, оснащенных по требованию СанПиНа.

     Медицинский кабинет предназначен для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий, индивидуальных консультаций, проведения диспансеризации дошкольников. В нем имеются весы медицинские, ростомер, лампа настольная, тонометр, фонендоскоп, таблица для проверки зрения. Разработан паспорт медицинского кабинета.

     Кабинет первой медицинской помощи обеспечен кушеткой, шкафом аптечным, медицинским столиком со стеклянной крышкой, средствами для оказания медицинской помощи.

Пищеблок оборудован необходимым современным технологическим оборудованием.

Методический кабинет. В нём собраны: наглядный демонстрационный и раздаточный материал, пособия для проведения всех видов деятельности детей, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и периодической печатью. Ведется накопление видеоматериалов проведенных мероприятий, познавательных видеофильмов для детей, презентаций. Методический кабинет постоянно пополняется новыми пособиями, современной литературой.

Территория детского сада прекрасно благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разбиты цветники, газоны. На территории выделены тематические зоны: спортивная площадка, зона по знакомству с ПДД, огород, цветник.

На территории дошкольного учреждения расположены игровые участки с теневыми навесами для каждой группы, оснащенные малыми игровыми формами (качалка на пружине, карусель, разновысотная скамейка) и спортивными снарядами, огород для природоведческой деятельности детей. Оборудована спортивная площадка, плескательный бассейн, способствующие активизации двигательной активности детей. На спортивной площадке установлено новое оборудование для метания и лазания. Также на участках имеется оборудование для сюжетно-ролевых игр.

Групповые помещения оборудованы современной мебелью. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной деятельности и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться. В Учреждении создаются все условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного физического развития. В каждой возрастной группе имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей: гимнастические лестницы, кольца, маты, мягкие модули и др. Есть приспособления для оздоровления детей: ребристые доски, пуговичные коврики и пр.

Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеет свои отличительные признаки.

В группах раннего возраста выделено большое открытое пространство, где дети могут играть с двигательными игрушками, имеются уголки по сенсорному развитию с разнообразным материалом, современные мягкие модули для развития мелкой и крупной моторики.

В целях художественно-эстетического развития в группах оборудованы ИЗОуголки, в которых размещены столы, мольберты, имеются различные виды бумаги, несколько видов карандашей, пластилин, ножницы, трафареты, печати, шаблоны, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, ножницы, кисти 3-х величин и разной жесткости, образцы народно-прикладного и декоративного творчества, природно-бросовый материал для создания коллажей, наглядный материал по ознакомлению с жанрами живописи, скульптурой и т.д. Детские работы используются для оформления интерьера групп.

По конструированию в группах оборудованы «Конструкторские бюро», где собраны различные виды конструкторов, в зависимости от возрастных возможностей детей: пластмассовые с различными видами соединений, деревянные, металлические, пазлы. Все они различаются по материалам и по видам сборки. Также имеются схемы, рисунки построек.

В группах также подобраны материалы для исследовательской и экспериментальной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, магниты, различные материалы.

Содержание речевых уголков соответствует возрастным особенностям детей. Воспитатели накопили богатый дидактический и методический материал, необходимый для организации различных видов деятельности детей, имеющих речевые нарушения. Здесь представлено достаточно наглядного материала, пособий и дидактических игр по следующим разделам «Развитие слухового внимания», «Развитие мелкой мускулатуры», «Развитие связной речи», «Подготовка к обучению грамоте» «Развитие фонематического слуха», «Развитие лексико–грамматического строя речи».

Для развития игровой деятельности во второй младшей и средних группах развернуты уголки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Поликлинника», «Парикмахерская», «Театр», «АЗС».

В старших и подготовительных группах созданы уголки: «Бюро путешествий», «Салон красоты», «Супермаркет», «Автомастерская», «Конструкторское бюро», «Библиотека», «Банк», Кафе» и т.д.

В группах имеются математические уголки, где есть наглядные пособия по всем разделам математики, мелкий раздаточный материал, условные мерки, геометрические тела и фигуры, емкости для измерения жидких и сыпучих тел, большое количество дидактических и развивающих игры по счету, по развитию логического мышления.

В старших и подготовительных группах оформлены уголки финансовой грамотности с набором денежных единиц разных стран, лэпбуков и др.

Во всех группах ДОУ оборудованы музыкальные уголки и уголки театрализованной деятельности. В них представлены детские музыкальные инструменты, шумовые инструменты, музыкально - дидактические игры, портреты композиторов, различные виды театров, настольные театральные ширмы, шапочки для игр – драматизаций.

Детский сад оснащен современной оргтехникой: 5 ноутбуков  с доступом в Интернет, 2 музыкальных центра, цветной телевизор, DVD, магнитофон, видеомагнитофон, 2 интерактивных стола, 3 черно-белых и один цветной многофункциональных устройства, сканер, мультимедийные проекторы с интерактивными досками в музыкальном зале и групповых комнатах, интерактивная песочница, 14 планшетных компьютеров для детей подготовительных к школе групп и 9 единиц для детей старших групп, интерактивный стол с подсветкой для рисования песком.

Дошкольное учреждение оснащено системами безопасности: установлены 4 камеры наружного видеонаблюдения, системы оповещения о пожаре, все помещения детского сада оборудованы тепловыми и дымовыми датчиками оповещения о возможном возгорании, установлена система автоматической передачи извещений о пожаре на пульт централизованного наблюдения, установлена система аварийного освещения, тревожная кнопка, домофон на калитку.

Таким образом, в нашем учреждении предметно-развивающая среда соответствует интересам детей, периодически дополняется и обновляется с учетом «зоны ближайшего развития».

 

Электронные образовательные ресурсы

Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются составной частью современного образования. Техническая инфраструктура информационной среды нашего Учреждения используется в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением.

В настоящее время наше учреждение подключено к сети Интернет, создан сайт, работа по его содержательному наполнению ведется постоянно. Создана единая информационно-образовательная среда ОУ.

Для повышения качества педагогического процесса используются различные электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентации и другие, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается воспитанниками.

Педагоги Учреждения активно используют мультимедийную технику на районных методических объединениях, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги Учреждения участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций). Накоплена медиатека электронных образовательных ресурсов, включающая презентации, обучающие фильмы.

Педагоги имеют доступ к информационно-коммуникационным технологиям для обеспечения качества образовательного процесса и оформления документации.

 

Медосмотр сотрудников

Сотрудники проходят медосмотр 1 раз в год: дерматолог, терапевт, флюорография, нарколог, ЛОР, окулист, гинеколог, психотерапевт идр.

Также сотрудники проходят диспансеризацию 1 раз в 3 года.

 

Питание детей

Питание организовано в соответствии с примерным 20-дневным меню, утвержденным заведующим Учреждением с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей.

При приготовлении блюд соблюдаются щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару. При приготовлении блюд не применяется жарка.

Питание детей осуществляется 4 раза в день. Завтрак состоит из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), булки со сливочным маслом и горячего напитка. 2–й завтрак состоит из фруктов, компота или сока. Обед включает закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса птицы или рыбы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд.

Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в детском саду и дома для родителей ежедневно вывешивается меню, в котором указывается наименование блюда и объем порции. Страница о питании детей размещена на сайте Учреждения, где родители могут ознакомиться с документами по питанию, получить практические советы.

 

Средства обучения и воспитания

В Учреждении имеются следующие средства обучения и воспитания:

  • печатные (наглядные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и т.д.);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные и др.);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды и др.)
  • спортивное оборудование и т.п.).

 

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

 

     Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.

Физическое развитие

  • Обручи пластмассовые
  • Палки деревянные гимнастические
  • Палки пластмассовые гимнастические
  • Мячи разного диаметра
  • Набор кеглей
  • Дуги для подлезания
  • Коврики массажные
  • Корригирующая дорожка
  • Скамейки для ходьбы
  • Щиты для бросания
  • Кольцеброс
  • Мешочки для равновесия
  • Скакалки детские
  • Шнуры
  • Канат для перетягивания
  • Флажки разноцветные
  • Ленты
  • Лесенка-стремянка
  • Маты
  • Тренажеры и др.

Познавательное развитие

  • Наборы тематических предметных карточек
  • Серия демонстрационных сюжетных картин
  • Домино
  • Шнуровки различного уровня сложности
  • Игрушки-персонажи
  • Набор плоскостных геометрических фигур
  • Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм
  • Дидактические игры
  • Муляжи фруктов и овощей
  • Вкладыши
  • Пирамидки различной величины
  • Наборы для экспериментирования
  • Различные конструкторы
  • Настольно-печатные игры, лото и др.

Речевое развитие

  • Стимульный материал
  • Наборы предметных карточек по темам
  • Набор сюжетных карточек по темам
  • Предметные игрушки-персонажи
  • Комплекты детских книг по темам
  • Иллюстрации к детской художественной литературе
  • Развивающие игры, стимулирующие развитие речи, и др.

Художественно-эстетическое развитие

  • Интерактивная доска
  • Мольберты
  • Изделия народных промыслов
  • Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
  • Бумага для рисования
  • Стаканчики
  • Трафареты
  • Кисочки
  • Карандаши простые, цветные
  • Мелки восковые, пастель, сангина
  • Бумага цветная
  • Картон цветной, белый
  • Пластилин
  • Доска для работы с пластилином
  • Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
  • Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
  • Металлофоны
  • Комплекты костюмов для театрализованной деятельности
  • Шапочки для театрализованной деятельности
  • Ширмы для кукольного театра настольная, напольная
  • Игрушки-персонажи
  • Флажки разноцветные
  • Куклы

Технические средства обучения

     Экранно-звуковая аппаратура:

  • Пианино
  • Синтезатор
  • Музыкальный центр
  • Интерактивная доска

Вспомогательные технические средства:

  • Цифровой видеопроектор
  • Экран

Носители информации:

  • Тематические презентации
  • Цифровые музыкальные аудиозаписи
  • Фонотека, видеотека

 

Обеспечение охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности

 

     Главной целью по охране труда в Учреждении является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и работников в процессе труда, воспитания и организованного отдыха. В Учреждении разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищенности), согласован с начальником ОВД Узловского района, с начальником ГО и ЧС, начальником межрайонного Отдела УФСБ. В Учреждении установлена «тревожная кнопка», обслуживаемая ООО «РАМС», 4 камеры наружного видеонаблюдения, домофон на калитке. Безопасность Учреждения осуществляется так же посредством высокочувствительной системы дистанционной передачи пожарной сигнализации.

     В Учреждении с работниками систематически проводится инструктаж по обеспечению противопожарной безопасности, тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников в случае возникновении пожара.

     Безопасность и охрана здоровья детей обеспечивается в Учреждении путем:

  • создания безопасной среды (закрепленные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; оборудование помещений с соблюдением мер противопожарной безопасности)
  • недоступного хранения различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям), лекарства находятся только в аптечке; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)
  • правильно подобранной мебели по росту детей, ее маркировки
  • индивидуальной маркировки постельного белья и полотенец
  • светодиодными светильниками  и др.

     В Учреждении разработан перспективный план работы с детьми в рамках занятий по ОБЖ, сделана подборка конспектов занятий по ОБЖ, оформлены консультации для родителей по формированию здорового образа жизни.

 

Оздоровительная и профилактическая работа

 

     Одной из важнейших задач Учреждения является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического и психического развития. Поэтому коллектив находится в постоянном поиске эффективных форм работы по оздоровлению детей, использование как традиционных, так и нетрадиционных методов и способов оздоровления воспитанников.    Медицинское обслуживание детей осуществляется медицинским персоналом, на договорной основе, заключенной с ГУЗ «УРБ», который наряду с администрацией несёт ответственность за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий.  Медицинская сестра контролируют соблюдение санитарно- гигиенического и противоэпидемиологического режима, организацию качественного питания. На всех возрастных ступенях образовательной деятельности Учреждения обеспечена преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни. В Учреждении осуществляется комплексный подход в оказании профилактически – оздоровительной поддержки воспитанников и их родителей (законных представителей). В целях оздоровительной и профилактической работы с детьми была разработана система профилактической работы, комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам и группам здоровья, приемы закаливания.

Доступ к информационным сетям и информационно-телекоммуникационным сетям 

В учреждении оборудован бесплатный доступ к сети интернет, предоставляемым на договорной основе провайдером UZL-net, обеспечено Wi-Fi подключение.

Доступная

переходе на ФГОС является создание специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями. А также образовательная деятельность обучающихся должна быть направлена не только на развитие академических, но и жизненных компетенций. В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду обеспечиваются материально-технические условия:

- наличие дополнительных поручней на лестницах;

- наличие световых табло на выходе;

- нескользящее покрытие пола;

- сенсорная комната; 

- психолого-педагогическое обеспечение.